КОЛОНКА НАСТОЯТЕЛЯ

БЕССРЕБРЕНИКИ ИЛИ СФЕРА УСЛУГ?

В последний воскресный день октября по юлианскому стилю отмечается память всех святых бессребреников. Таковыми в Церкви почитаются те люди, которые служили ближним ради Христа, оказывали особую благодатную, врачебную, целительную и иную помощь без какой либо платы, безвозмездно, по слову Евангелия "даром получили даром давайте" (Мф.10, 8).

Многие скажут, если есть такая заповедь, то почему же тогда существует традиция жертвовать деньги за церковные записки и иные требы в храме?

Для того, чтобы правильно истолковать эту фразу Христа, нужно припомнить и ещё одну, которую Он произнёс буквально сразу же после первой: "труждающийся достоин пропитания" (Мф.10.10). И говорил Он это своим ученикам, отправляя их на проповедь, убеждая их ничего не брать с собой, и верить, что они не будут ни в чем нуждаться.

Согласно этим двум фразам всякий христианин и выстраивает свою жизнь. Мы призваны оказывать ближнему помощь и поддержку не за деньги, а по зову сердца, по любви и милосердию. В равной степени и тот, кому оказана помощь, призван не платить за неё какую-то цену, как за товар, а от чистого сердца поддерживать трудящегося, по-возможности, по-желанию и по-совести, питать человека, который бескорыстно трудится.

В первохристианской апостольской общине все, кто чем может служили Богу и ближнему, и помогали друг другу, в том числе и деньгами. Помощь была сама по себе, а не за деньги, и жертва сама по себе, а не как покупка услуг.

Суровая действительность наших дней всё больше вытравливает из душ человеческих базовые христианские понятия, заменяя их ценностями сферы услуг. Привыкнув к одной системе координат, человек автоматически переносит ее и в церковную жизнь, и ему видится, что и здесь то же самое. Но на самом деле это не так.

По сути, и сейчас, любое пожертвование в храме это Ваша добровольная помощь Церкви, а не покупка чего-то. Если я отдал в храм деньги, это не значит, что я купил себе право на Таинство и могу теперь диктовать свои условия, требовать и указывать. Таинство совершается даром, на условиях веры. Пожертвование же с этим напрямую никак не связано.

Можете проверить ради интереса, скажите любому священнику в любом храме, что у вас сложности в жизни, и вы хотите принять крещение (или заказать молебен о здравии, освящение квартиры и т.д.) без пожертвования. Священник обязательно это сделает.

Но если кто-то, заплатив деньги, и на этом основании, начнет требовать к себе особого отношения, указывать как и что нужно делать, то скорее всего ему будет отказано.

Священник молится за всех одинаково, кто пожертвовал и кто просто попросил помолиться. Будучи в Церкви много лет, я постоянно наблюдаю во всех храмах, как люди просят благословения и молитв у священников во время бесед в различных трудных ситуациях, и никому и в голову не приходит попросить за это деньги. Практически каждый священник часами беседует с людьми и в храме, и на улице, и по телефону, и в соцсетях никогда не выставляя никаких условий.

Также поступают и простые верующие люди, миряне, прихожане храмов, которые переживают и молятся не только за своих родных, но и за всех людей, о которых узнают по разным причинам. Создают тематические группы, читают Псалтирь и никогда не берут за это денег.

Конечно же это не значит, что все мы бессребреники, и отказываемся от любой благодарности. Каждый берет на себя нагрузку по своим силам. Каждый человек, в любой профессии, в меру своих сил служит бескорыстно. Но труждающийся достоин пропитания. У многих есть семьи, дети и ответственность за их содержание.

Для нормальной работы храмов, нужны разного рода специалисты, труд которых тоже достоин награды своей. Певчие, иконописцы, дежурные, педагоги, плотники, пекари, электрики, строители, и т.д.

И каждый из них, работая при храме, как правило, делает это совсем не ради денег. И та небольшая лепта, которую им даёт Церковь, также не является прямой платой за их труд, а скорее просто посильной благодарностью за их бескорыстное служение.

Святые бессребреники и чудотворцы, молите Бога о нас!
О святых