Апостольское чтение сегодняшнего дня содержит такие строки:
"если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
Слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб".
( 2 Сол.,III:10-12 )
Мне думается, что все наши дела можно условно разделить на полезный труд и суету. Внешне суетящийся человек может выглядеть очень занятым, а по сути бездельничать. И наоборот, важная работа может быть незаметна и скрыта от глаз людских.
Любопытно, что если сравнить русский синодальный и славянский переводы, то мы увидим немного другой оттенок смысла этого фрагмента. Слова "суетятся" здесь нет. А сказано так:
«Слышим бо некия безчинно ходящия у вас, ничтоже делающия, но лукавно обходящих».
Святитель Феофан Затворник комментирует это так:
«лукавно обходящие, с греческого — все любопытствующие, что там-то есть, что тут-то делается, что те рассказывают, что эти задумывают, и подобное. Это глазеры, говоруны, спорники. Шатаясь по площадям, торжищам, улицам и домам, все разведывают, и не дивно, что и нарочно подсматривают, вступают в споры, откуда задоры, распри, брани и все нестроения в обществах».
Далее апостол Павел говорит про безмолвие.
"Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб".
Безмолвие это не равнодушие и не безразличие. Безмолвие в христианской аскетике это добродетель, отражающая скромность, благоговение и глубокое душевное переживание. А также бережное и трепетное отношение к слову, которое мы часто лишаем смысла и превращаем в простой шум и сотрясение воздуха.
Святитель Феофан так поясняет термин "безмолвие":
«Греческое слово "Ησυχια", "безмолвие", противоположно шуму, мятежности, хлопотам, суетливости, а равно непоседству, рассеянной и праздношатайной жизни. Отсюда всякий может вообразить картину семейной, домашней жизни, какую дает в образец верующим святой Павел».