КОЛОНКА НАСТОЯТЕЛЯ

О РАССУДИТЕЛЬНОСТИ, ПЬЯНСТВЕ И ПСАЛМАХ

О РАССУДИТЕЛЬНОСТИ, ПЬЯНСТВЕ И ПСАЛМАХ.

Всех с Воскресным днём!

Хочу сегодня поразмышлять над апостольским чтением дня, и выделить цитату, содержащую три темы:

«Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу»

(Послание апостола Павла к Ефесянам 5, 17-19)

1) О РАССУДИТЕЛЬНОСТИ.

"не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия".

Получается, что только рассудительность помогает понять волю Божию, а безрассудство искажает, извращает понимание, а иногда даже и переворачивает "с ног на голову". Например, попытки фарисеев запретить Иисусу Христу исцелять в субботу были основаны на слепом исполнении 4 заповеди без рассудительности. Так и сейчас, слепой формализм порою приводит не к исполнению закона, а к его нарушению.

Без рассудительности вера превращается в фанатизм, когда человек не знает зачем он что-то делает, и делает просто потому, что "так положено" или кто-то так сказал.

Рассудительность это труд ума. И он требует усилий. Навык к рассудительности необходимо развивать читая святоотеческую и философскую литературу. Обдумывать и осмыслять ее. Нужно приучать себя к логическому мышлению, и пониманию причинно-следственной связи. Чтение творений святых отцов открывает нам не просто как надо жить, но и почему, и зачем это нужно. Это помогает не стать формальным законником, бездушным и жестоким.

2) О ПЬЯНСТВЕ.

"не упивайтесь вином, от которого бывает распутство". По-славянски "не упивайтеся вином, в нем же есть блуд".

Эта фраза знакома всем церковным людям. Она постоянно читается на молебнах после Литургии.

И хотя вино бывает допустимо на трапезе и по церковному уставу, но при этом редко, и в очень малых количествах. Если же человек употребляет его ради опьянения, то здесь уже кроется другой (греховный) мотив - отказ трезво воспринимать окружающий мир и события, уход в мир иллюзий. И кроме того, у пьяного человека зачастую ломается нравственный барьер, и все прочие грехи начинают наваливаться разом - гнев, ссоры, драки, осуждения, измены, и т.д. Пьяный человек быстрее соглашается на любое зло, на любую сделку с совестью. И также в нем усиливается и блудная страсть.

Вспоминается притча про монаха, который поддался на уговор беса один раз упиться вином, но в результате согрешил и блудом и убийством.

Поэтому, пьянство является тяжелейшим из душевных состояний человека, и без покаяния и исправления, неминуемо приводящим к гибели, и в этом мире и в будущем.

3) О ПСАЛМАХ.

«Исполняйтесь Духом,

назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».

Вот прекрасный способ наполнять свою душу благодатью Святого Духа - петь псалмы, и духовные песнопения. Священное писание полно различных песнопений, которыми люди в разные времена прославляли Бога и назидали ближних. Когда царя Саула мучил злой дух, он призывал ещё молодого пророка Давида и просил его петь псалмы, и когда царь Саул слушал пение псалмов, то злой дух оставлял его. (1-я книга Царств 16, 23).

Подобным образом и каждый из нас может отгонять злых духов, и с помощью духовной музыки наполнять свою душу благодатью. Псалмы, стихиры, тропари и прочие творения церковного искусства двигают нашу душу к Богу.

И очень жаль, что повсеместно укореняется традиция не посещать вечернее богослужение, приходя только на Литургию. А ведь вечерняя служба предваряет Литургию, как утро предваряет день. В древности люди, собирались на Литургию накануне вечером, молились всю ночь, и только потом, с наступлением дня, причащались. Так и возник суточный круг богослужений, состоящий из Вечерни, Утрени, Часов, завершающийся Литургией.

И поэтому, раньше христиане не приступали ко причастию без вечерней службы накануне.

На вечерней службе мы слышим такие псалмы и песнопения, которыми Церковь ведёт нас к мысленной встрече со Христом на Литургии. Множество знаменитых церковных композиторов написали музыку к этим песнопениям, наравне с песнопениями Литургии, понимая насколько это важная часть службы. И поэтому пренебрежение ею без особых причин, по лени, не может быть ничем оправдано.

***

Бог дал некоторым людям уникальный дар слагать стихи и писать музыку. В чем-то дар поэзии близок к пророческому. И как же прекрасно, когда его употребляют во благо, для пробуждения в душах людей разумного, доброго и вечного. Через высокое искусство и поэзию многие люди начинают впервые задумываться о Боге и смысле жизни, впоследствии приходя и в Церковь. И такие люди мне известны лично.

Но к сожалению, многие употребляют его впустую, или даже в грех, воспевая зло и распутство. И такое воздействие на душу тоже бывает очень сильным. Немало людей, увлекаясь культурой популярной музыки, меняют свой образ жизни в соответствии с тем, что воспевается в этих песнях.

В заключение, мне очень хочется поделиться с вами некоторыми проникновенными песнопениями псалмов, которые поются только на вечерней службе.

1) "Благослови душе моя Господа" 103-й псалом.

https://youtu.be/8mcbw8iUnq0?si=wntriMioirOm3BA5

2) "Благословлю Господа на всякое время ". 33 псалом.

https://youtu.be/9qzwGt4Lryk?si=t2e9ktMiRixsJNfq

3) "Хвалите имя Господне" строки из 134 псалма.

https://youtu.be/3xzO7WVLZl4?si=-tIud4o6uh3ltIdX
Апостольские чтения